О совершенствовании системы приема на учебу в высшие образовательные организации и размещения государственного заказа
Указ Президента Республики Узбекистан
В целях совершенствования механизмов формирования государственного заказа по приему на
учебу в высшие образовательные организации и выделения государственных грантов,
улучшения имеющихся условий для получения молодежью качественного образования, целевой
ориентации подготовки кадров к развивающимся отраслям и сферам экономики:
1. Установить порядок формирования и размещения государственного заказа по подготовке
кадров в высших образовательных организациях, в соответствии с которым:
а) начиная с приема 2024/2025 учебного года:
отменяется практика распределения параметров государственного заказа в разрезе
государственных высших учреждений, и внедряется порядок их утверждения по направлениям
образования бакалавриата и специальностей магистратуры в очной форме обучения, за
исключением высших военных и военизированных образовательных учреждений;
в распределении квот по государственному заказу приоритет отдается областям знаний по
инженерным, медицинским, точным и естественным наукам;
высшим образовательным организациям, осуществляющим прием студентов в соответствии с
порядком и условиями, установленными для государственных высших образовательных
учреждений, разрешается участвовать в распределении государственного заказа. При этом
средства, выделяемые на одного студента по соответствующему направлению образования
бакалавриата, финансируются в объеме, не превышающем среднего размера расходов,
приходящегося на одного студента в государственных высших образовательных учреждениях,
которым предоставлена финансовая самостоятельность;
распределение квот государственного гранта в разрезе высших образовательных организаций
осуществляется по выбору и набранным баллам абитуриентов, прошедших регистрацию по
соответствующему направлению образования бакалавриата;
высшие образовательные организации в соответствии с материально-технической базой,
профессорско-преподавательским составом и учебно-методическим обеспечением формируют
свои параметры приема для следующего учебного года и представляют их в Министерство
высшего образования, науки и инноваций;
Министерство высшего образования, науки и инноваций изучает обоснованность параметров
приема высших образовательных организаций и вносит их в Государственную комиссию по
приему в образовательные организации Республики Узбекистан (далее – Государственная
комиссия);
Государственная комиссия утверждает общие параметры приема по направлениям образования
бакалавриата, в разрезе высших образовательных организаций, форм и языка обучения,
дополнительные параметры приема для абитуриентов, имеющих льготы, целевые параметры
приема, а также параметры приема специальностей магистратуры с разделением их по
государственным грантам и платно-контрактной основе в разрезе высших образовательных
организаций и языка обучения, представляет их в Агентство по оценке знаний
и квалификаций;
б) начиная с 2024/2025 учебного года доля квоты государственного гранта по отношению к
общим параметрам приема высшей образовательной организации по каждому направлению
образования утверждается Государственной комиссией в разрезе сфер образования
(направлений образования бакалавриата);
в) начиная с 2025 года параметры государственного заказа утверждаются в соответствии с
прогнозом спроса на кадры с высшим образованием, формируемым Министерством экономики и
финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, на период 4 года.
2. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций,
Министерства экономики и финансов и Проектного офиса «Центр проектов в сфере
образования» о выделении начиная с 2024/2025 учебного года государственного гранта
студентам высших образовательных организаций в форме социально-стимулирующего гранта и
образовательного гранта.
Установить, что:
а) социально-стимулирующий грант выделяется студентам, принятым на учебу на основе
государственного гранта по льготе, установленной законодательством, и в рамках целевого
приема, а также обладателям отраслевых и профильных грантов, грантов государственных
органов и организаций;
б) образовательный грант выделяется студентам, принятым на учебу в высшую
образовательную организацию в рамках параметров государственного заказа;
в) образовательный грант выделяется студентам, принятым в бакалавриат и магистратуру
начиная с 2024/2025 учебного года, на один учебный год. При этом:
образовательный грант выделяется студентам на первом курсе, набравшим высокие баллы на
вступительных экзаменах в соответствии с квотой государственного заказа, выделенной
высшим образовательным организациям;
образовательный грант на втором и последующих курсах перераспределяется высшей
образовательной организацией в дифференцированном порядке среди студентов, достигших
высоких академических рейтинговых показателей и проявивших общественную активность;
образовательный грант финансируется в дифференцированном порядке и стипендия
выплачивается только студентам, выигравшим полный образовательный грант;
государственный грант предоставляется студентам, являющимся обладателями
социально-стимулирующего гранта, на период их учебы в полном объеме;
отменяется обязательство отработки не менее 3 лет после окончания учебы студентам,
обучавшимся на основе образовательного гранта.
3. Установить, что:
а) минимальный проходной балл приема на учебу по государственному гранту и на
платно-контрактной основе определяется Государственной комиссией с учетом среднего
проходного балла соответствующего направления образования бакалавриата в предыдущем
учебном году;
б) целевые квоты приема выделяются в рамках параметров государственного заказа для
обеспечения потребностей регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием. При
этом:
государственные органы и организации, а также хозяйственные общества с долей государства
в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более являются заказчиками целевого
приема и представляют в Государственную комиссию свои потребности в кадрах;
целевой прием в разрезе регионов осуществляется на конкурсной основе среди абитуриентов,
постоянно проживающих в соответствующем регионе (зарегистрированных по месту постоянного
проживания) и окончивших общие средние, средние специальные и профессиональные
образовательные организации;
между гражданином, рекомендованным в студенты в рамках квоты целевого приема,
заинтересованным хокимиятом района (города), отраслевым государственным органом
(организацией) и высшей образовательной организацией составляется четырехсторонний
договор. При этом обеспечение работой студента и мониторинг его отработки в определенном
регионе (организации) после окончания учебы возлагаются на заказчика кадров;
в) начиная с приема 2024/2025 учебного года общие параметры приема на другие формы
обучения в высших образовательных организациях устанавливаются в количестве, не
превышающем квоту приема, определенную для очной формы обучения.
4. Установить, что при приеме на специальности магистратуры и специальности
послевузовского образования национальные или международные сертификаты, определяющие
уровень знания иностранного языка, требуются по следующим уровням:
по направлениям иностранных языков – не ниже уровня С1;
по сферам образования гуманитарные, биологические и смежные науки, математика и
статистика, бизнес и управление, право, сервис, общественные и поведенческие науки,
журналистика и информация, информационно-коммуникационные технологии – не ниже уровня
В2;
по другим сферам образования и специальностям (специализациям) культуры и спорта – не
ниже уровня В1.
5. Установить, что начиная с 2024/2025 учебного года экзамены по приему в
государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения (за исключением
профессиональной школы) будут проводиться одновременно по принципу «в начале тест, затем
выбор». При этом:
а) абитуриенты по своему выбору, исходя из баллов, набранных по результатам тестовых
испытаний, участвуют в конкурсе на поступление на учебу сначала на направления
образования бакалавриата, затем в профессиональные образовательные учреждения;
б) процесс приема в бакалавриат государственных высших образовательных учреждений
осуществляется в два этапа:
на первом этапе абитуриенты ежегодно с 5 июня по 25 июня (включительно) проходят
регистрацию для сдачи тестовых испытаний, выбирают блок предметов, по которым сдаются
тестовые испытания, язык обучения и регион сдачи тестов, а также если в составе
вступительных экзаменов есть профессиональный (творческий) экзамен, выбирают
государственное высшее образовательное учреждение, в котором будет сдаваться данный
экзамен. При этом единые программы профессиональных (творческих) экзаменов и критерии
оценки по направлениям образования бакалавриата утверждаются соответствующими
министерствами (ведомствами) по согласованию с Министерством высшего образования, науки
и инноваций;
вступительные экзамены по приему на учебу проводятся в июле –августе;
на втором этапе абитуриенты после полного завершения тестовых испытаний в течение 15
дней выбирают высшую образовательную учреждению, направление образования бакалавриата и
форму образования;
в) начиная с приема 2025/2026 учебного года прием на направления образования, в которых
иностранный язык в блоке предметов определен в качестве первого предмета, будет
осуществляться на основе национального или международного сертификата, определяющих
уровень знания иностранного языка;
г) абитуриенты при приеме во все государственные колледжи и техникумы по принципу «в
начале тест, затем выбор» после объявления окончательных результатов приема в высшие
образовательные учреждения в 10-дневный срок выбирают колледж и (или) техникум,
профессию и специальность, форму обучения.
6. Установить, что:
абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для рекомендации в студенты на основе
дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов, принимаются на учебу на
основе дополнительного государственного гранта на первое выбранное направление
образования бакалавриата независимо от формы образования, в пределах действия льготы при
регистрации, на основе решения Государственной комиссии;
абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для участия в конкурсе в рамках
отдельных параметров приема (за исключением лиц с инвалидностью, детей-сирот, являющихся
выпускниками домов «Мехрибонлик», детских городков, SOS–детских деревень и детских домов
семейного типа, а также детей-сирот, взятых под опеку, попечительство или в семью на
воспитание (патронат) (не достигших двадцати пяти лет) участвуют в конкурсе по первому
выбранному направлению образования бакалавриата в рамках выделенных для них отдельных
параметров приема;
абитуриенты, участвовавшие в конкурсе в рамках отдельных параметров приема и не
рекомендованные в студенты, участвуют в конкурсе в общем порядке по направлениям
образования бакалавриата, выбранным при регистрации;
победители международных спортивных соревнований принимаются на направления образования
бакалавриата в сфере физической культуры и спорта на основе дополнительного
государственного гранта без сдачи экзаменов со строгим соблюдением соответствия по
сферам видов спорта;
абитуриенту, рекомендованному в студенты на основе государственного гранта по льготе,
повторное использование данной льготы не разрешается;
второе и последующее высшее образование осуществляется на платно-контрактной основе, а
также студенту, принятому на учебу на основе государственного гранта на соответствующий
этап высшего образования, государственный грант для данного этапа образования во второй
раз не выделяется;
единая база абитуриентов, имеющих льготы при поступлении на учебу в высшие
образовательные учреждения, высшие военные и военизированные образовательные учреждения,
а также военно-академические лицеи, ежегодно до 1 июня формируется заинтересованными
министерствами и ведомствами посредством их включения в специальную информационную
систему Агентства по оценке знаний и квалификаций.
7. Национальному агентству социальной защиты ежегодно в срок до 1 июня формировать базу
данных лиц с инвалидностью, включая незрячих, с конкретным указанием группы
инвалидности, а также обеспечить ее интеграцию в информационную систему Агентства
по оценке знаний и квалификаций.
8. Министерству занятости и сокращения бедности, Министерству экономики и финансов,
Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Торговой-промышленной
палатой и ассоциациями работодателей:
до конца 2024 года провести научное исследование ожидаемых на рынке труда изменений,
сформировать перечень профессий (должностей), теряющих свою актуальность и новых
появляющихся, квалификационные требования и компетенции к ним;
в срок до 1 мая 2025 года на основе собранных данных обеспечить создание электронной
платформы «Атлас новых профессий Узбекистана» и ее ежегодное обновление.
Финансировать расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, за счет средств
Министерства занятости и сокращения бедности.
9. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Проектным офисом
«Центр проектов в сфере образования» в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:
проект постановления Правительства, устанавливающего порядок выделения студентам высших
образовательных организаций образовательного гранта в дифференцированном порядке на один
учебный год;
проект постановления Правительства, предусматривающего формирование целевых квот приема
для обеспечения потребности регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием,
организацию процессов приема и конкретные задачи заказчиков кадров;
предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из
настоящего Указа.
10. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А.
персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики
Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации
Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев