shape
shape

НОВОСТИ О ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

Blog Image

О совершенствовании системы приема на учебу в высшие образовательные организации и размещения государственного заказа

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях совершенствования механизмов формирования государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные организации и выделения государственных грантов, улучшения имеющихся условий для получения молодежью качественного образования, целевой ориентации подготовки кадров к развивающимся отраслям и сферам экономики:
1. Установить порядок формирования и размещения государственного заказа по подготовке кадров в высших образовательных организациях, в соответствии с которым:
а) начиная с приема 2024/2025 учебного года:
отменяется практика распределения параметров государственного заказа в разрезе государственных высших учреждений, и внедряется порядок их утверждения по направлениям образования бакалавриата и специальностей магистратуры в очной форме обучения, за исключением высших военных и военизированных образовательных учреждений;
в распределении квот по государственному заказу приоритет отдается областям знаний по инженерным, медицинским, точным и естественным наукам;
высшим образовательным организациям, осуществляющим прием студентов в соответствии с порядком и условиями, установленными для государственных высших образовательных учреждений, разрешается участвовать в распределении государственного заказа. При этом средства, выделяемые на одного студента по соответствующему направлению образования бакалавриата, финансируются в объеме, не превышающем среднего размера расходов, приходящегося на одного студента в государственных высших образовательных учреждениях, которым предоставлена финансовая самостоятельность;
распределение квот государственного гранта в разрезе высших образовательных организаций осуществляется по выбору и набранным баллам абитуриентов, прошедших регистрацию по соответствующему направлению образования бакалавриата;
высшие образовательные организации в соответствии с материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом и учебно-методическим обеспечением формируют свои параметры приема для следующего учебного года и представляют их в Министерство высшего образования, науки и инноваций;
Министерство высшего образования, науки и инноваций изучает обоснованность параметров приема высших образовательных организаций и вносит их в Государственную комиссию по приему в образовательные организации Республики Узбекистан (далее – Государственная комиссия);
Государственная комиссия утверждает общие параметры приема по направлениям образования бакалавриата, в разрезе высших образовательных организаций, форм и языка обучения, дополнительные параметры приема для абитуриентов, имеющих льготы, целевые параметры приема, а также параметры приема специальностей магистратуры с разделением их по государственным грантам и платно-контрактной основе в разрезе высших образовательных организаций и языка обучения, представляет их в Агентство по оценке знаний и квалификаций;
б) начиная с 2024/2025 учебного года доля квоты государственного гранта по отношению к общим параметрам приема высшей образовательной организации по каждому направлению образования утверждается Государственной комиссией в разрезе сфер образования (направлений образования бакалавриата);
в) начиная с 2025 года параметры государственного заказа утверждаются в соответствии с прогнозом спроса на кадры с высшим образованием, формируемым Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, на период 4 года.
2. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций, Министерства экономики и финансов и Проектного офиса «Центр проектов в сфере образования» о выделении начиная с 2024/2025 учебного года государственного гранта студентам высших образовательных организаций в форме социально-стимулирующего гранта и образовательного гранта.
Установить, что:
а) социально-стимулирующий грант выделяется студентам, принятым на учебу на основе государственного гранта по льготе, установленной законодательством, и в рамках целевого приема, а также обладателям отраслевых и профильных грантов, грантов государственных органов и организаций;
б) образовательный грант выделяется студентам, принятым на учебу в высшую образовательную организацию в рамках параметров государственного заказа;
в) образовательный грант выделяется студентам, принятым в бакалавриат и магистратуру начиная с 2024/2025 учебного года, на один учебный год. При этом:
образовательный грант выделяется студентам на первом курсе, набравшим высокие баллы на вступительных экзаменах в соответствии с квотой государственного заказа, выделенной высшим образовательным организациям;
образовательный грант на втором и последующих курсах перераспределяется высшей образовательной организацией в дифференцированном порядке среди студентов, достигших высоких академических рейтинговых показателей и проявивших общественную активность;
образовательный грант финансируется в дифференцированном порядке и стипендия выплачивается только студентам, выигравшим полный образовательный грант;
государственный грант предоставляется студентам, являющимся обладателями социально-стимулирующего гранта, на период их учебы в полном объеме;
отменяется обязательство отработки не менее 3 лет после окончания учебы студентам, обучавшимся на основе образовательного гранта.
3. Установить, что:
а) минимальный проходной балл приема на учебу по государственному гранту и на платно-контрактной основе определяется Государственной комиссией с учетом среднего проходного балла соответствующего направления образования бакалавриата в предыдущем учебном году;
б) целевые квоты приема выделяются в рамках параметров государственного заказа для обеспечения потребностей регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием. При этом:
государственные органы и организации, а также хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более являются заказчиками целевого приема и представляют в Государственную комиссию свои потребности в кадрах;
целевой прием в разрезе регионов осуществляется на конкурсной основе среди абитуриентов, постоянно проживающих в соответствующем регионе (зарегистрированных по месту постоянного проживания) и окончивших общие средние, средние специальные и профессиональные образовательные организации;
между гражданином, рекомендованным в студенты в рамках квоты целевого приема, заинтересованным хокимиятом района (города), отраслевым государственным органом (организацией) и высшей образовательной организацией составляется четырехсторонний договор. При этом обеспечение работой студента и мониторинг его отработки в определенном регионе (организации) после окончания учебы возлагаются на заказчика кадров;
в) начиная с приема 2024/2025 учебного года общие параметры приема на другие формы обучения в высших образовательных организациях устанавливаются в количестве, не превышающем квоту приема, определенную для очной формы обучения.
4. Установить, что при приеме на специальности магистратуры и специальности послевузовского образования национальные или международные сертификаты, определяющие уровень знания иностранного языка, требуются по следующим уровням:
по направлениям иностранных языков – не ниже уровня С1;
по сферам образования гуманитарные, биологические и смежные науки, математика и статистика, бизнес и управление, право, сервис, общественные и поведенческие науки, журналистика и информация, информационно-коммуникационные технологии – не ниже уровня В2;
по другим сферам образования и специальностям (специализациям) культуры и спорта – не ниже уровня В1.
5. Установить, что начиная с 2024/2025 учебного года экзамены по приему в государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения (за исключением профессиональной школы) будут проводиться одновременно по принципу «в начале тест, затем выбор». При этом:
а) абитуриенты по своему выбору, исходя из баллов, набранных по результатам тестовых испытаний, участвуют в конкурсе на поступление на учебу сначала на направления образования бакалавриата, затем в профессиональные образовательные учреждения;
б) процесс приема в бакалавриат государственных высших образовательных учреждений осуществляется в два этапа:
на первом этапе абитуриенты ежегодно с 5 июня по 25 июня (включительно) проходят регистрацию для сдачи тестовых испытаний, выбирают блок предметов, по которым сдаются тестовые испытания, язык обучения и регион сдачи тестов, а также если в составе вступительных экзаменов есть профессиональный (творческий) экзамен, выбирают государственное высшее образовательное учреждение, в котором будет сдаваться данный экзамен. При этом единые программы профессиональных (творческих) экзаменов и критерии оценки по направлениям образования бакалавриата утверждаются соответствующими министерствами (ведомствами) по согласованию с Министерством высшего образования, науки и инноваций;
вступительные экзамены по приему на учебу проводятся в июле –августе; на втором этапе абитуриенты после полного завершения тестовых испытаний в течение 15 дней выбирают высшую образовательную учреждению, направление образования бакалавриата и форму образования;
в) начиная с приема 2025/2026 учебного года прием на направления образования, в которых иностранный язык в блоке предметов определен в качестве первого предмета, будет осуществляться на основе национального или международного сертификата, определяющих уровень знания иностранного языка;
г) абитуриенты при приеме во все государственные колледжи и техникумы по принципу «в начале тест, затем выбор» после объявления окончательных результатов приема в высшие образовательные учреждения в 10-дневный срок выбирают колледж и (или) техникум, профессию и специальность, форму обучения.
6. Установить, что:
абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для рекомендации в студенты на основе дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов, принимаются на учебу на основе дополнительного государственного гранта на первое выбранное направление образования бакалавриата независимо от формы образования, в пределах действия льготы при регистрации, на основе решения Государственной комиссии;
абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для участия в конкурсе в рамках отдельных параметров приема (за исключением лиц с инвалидностью, детей-сирот, являющихся выпускниками домов «Мехрибонлик», детских городков, SOS–детских деревень и детских домов семейного типа, а также детей-сирот, взятых под опеку, попечительство или в семью на воспитание (патронат) (не достигших двадцати пяти лет) участвуют в конкурсе по первому выбранному направлению образования бакалавриата в рамках выделенных для них отдельных параметров приема;
абитуриенты, участвовавшие в конкурсе в рамках отдельных параметров приема и не рекомендованные в студенты, участвуют в конкурсе в общем порядке по направлениям образования бакалавриата, выбранным при регистрации; победители международных спортивных соревнований принимаются на направления образования бакалавриата в сфере физической культуры и спорта на основе дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов со строгим соблюдением соответствия по сферам видов спорта;
абитуриенту, рекомендованному в студенты на основе государственного гранта по льготе, повторное использование данной льготы не разрешается;
второе и последующее высшее образование осуществляется на платно-контрактной основе, а также студенту, принятому на учебу на основе государственного гранта на соответствующий этап высшего образования, государственный грант для данного этапа образования во второй раз не выделяется;
единая база абитуриентов, имеющих льготы при поступлении на учебу в высшие образовательные учреждения, высшие военные и военизированные образовательные учреждения, а также военно-академические лицеи, ежегодно до 1 июня формируется заинтересованными министерствами и ведомствами посредством их включения в специальную информационную систему Агентства по оценке знаний и квалификаций.
7. Национальному агентству социальной защиты ежегодно в срок до 1 июня формировать базу данных лиц с инвалидностью, включая незрячих, с конкретным указанием группы инвалидности, а также обеспечить ее интеграцию в информационную систему Агентства по оценке знаний и квалификаций.
8. Министерству занятости и сокращения бедности, Министерству экономики и финансов, Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Торговой-промышленной палатой и ассоциациями работодателей:
до конца 2024 года провести научное исследование ожидаемых на рынке труда изменений, сформировать перечень профессий (должностей), теряющих свою актуальность и новых появляющихся, квалификационные требования и компетенции к ним;
в срок до 1 мая 2025 года на основе собранных данных обеспечить создание электронной платформы «Атлас новых профессий Узбекистана» и ее ежегодное обновление. Финансировать расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, за счет средств Министерства занятости и сокращения бедности.
9. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Проектным офисом «Центр проектов в сфере образования» в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:
проект постановления Правительства, устанавливающего порядок выделения студентам высших образовательных организаций образовательного гранта в дифференцированном порядке на один учебный год;
проект постановления Правительства, предусматривающего формирование целевых квот приема для обеспечения потребности регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием, организацию процессов приема и конкретные задачи заказчиков кадров;
предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
10. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.

Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев